You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Программа профессионального обучения "Диспетчер в области охраны лесов"

Программа профессионального обучения "Диспетчер в области охраны лесов"

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Диспетчер в области охраны лесов» (далее – Программа) определяет содержание, систему и объём знаний, умений и навыков, которые предъявляются специалистам диспетчерских служб в охране лесов, и которые должен освоить слушатель в ходе обучения по Программе.

1.2. После успешного окончания обучения по Программе слушателям курсов обучения присваивается квалификация «Диспетчер в области охраны лесов».

1.3. Программа, ее структура и содержание, разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Диспетчер в области охраны лесов» утвержденного приказом Минтруда России от 09.10.2018 г. № 628н, а также нормативно-правовых документов Минобрнауки России, Минприроды России, Рослесхоза.

1.4. Требования, предъявляемые к кандидатам для зачисления на курсы по профессии «Диспетчер в области охраны лесов» (далее – слушатели):

- лица не моложе 18 лет;

- имеющие образование не ниже среднего.

1.5. Форма обучения по программе: очная, дистанционная.

1.6. Объём программы обучения: 6 учебных дней.

1.7. Продолжительность обучения – 48 часов, в том числе:

- лекции – 35 часа;

- практические занятия – 8 часа;

- контроль знаний и навыков – 5 часов.

1.8. Режим занятий: занятия проводятся по академической системе. В день допускается не более 8 учебных часов по одному или нескольким видам подготовки.

1.9. Планируемый результат в ходе обучения:

Знать:

- элементы леса, лесотаксационные характеристики, состав и структура лесных насаждений, древостоев;

- понятия о категориях земель, о составе земель лесного фонда;

- типы лесов, лесорастительных условий, типы напочвенного покрова, типы лесных горючих материалов;

- требования правил пожарной безопасности в лесах;

- требования правил тушения лесных пожаров;

- природные, лесорастительные, погодные и орографические факторы, определяющие возникновение и распространение лесного (природного) пожара;

- виды и особенности лесных и природных пожаров;

- метеорологические характеристики, обуславливающие пожарную опасность в лесах, появления опасных факторов при тушении лесного (природного) пожара;

- стадии тушения лесных (природных) пожаров;

- требования инструкций, методических рекомендаций, нормативных и законодательных актов, приказов и распоряжений, регламентирующие проведение мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечению пожарной безопасности в лесах, в части выполнения должностных обязанностей диспетчера;

- структура системы охраны лесов от пожаров и организации руководства тушением лесного (природного) пожара, в том числе категории крупного лесного пожара;

- права и обязанности руководящих работников и специалистов лесничества, участвующих в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, охране лесов от пожаров на территории лесничества;

- права и обязанности руководителя лесопожарного формирования;

- права и обязанности руководителя тушения лесного (природного) пожара, в том числе категории крупного лесного пожара;

- права, обязанности, степень ответственности диспетчера при осуществлении коммуникации между руководящими работниками и специалистами, формированиями, участвующими в тушении пожаров;

- основные характеристики производительности ручных и механизированных средств пожаротушения, специальной техники, применяемых при локализации лесных (природных) пожаров;

- методы, способы и особенности осуществления коммуникации между работниками и специалистами лесопожарных формирований, лесничеств;

- правила и особенности осуществления коммуникации, включая ведение радиосвязи, на лесном (природном) пожаре между лесопожарными формированиями, подразделениями пожарной охраны, подразделениями специализированной диспетчерской службы;

- методы, способы, виды и каналы, регламенты связи;

- правила ведения радиосвязи, в том числе при возникновении экстремальных ситуаций;

- особенности ведения радиосвязи с воздушными судами;

- фонетический алфавит, фразеология при ведении телефонной связи или радиосвязи;

- географические координаты, системы карт;

- принципы работы с системой администрирования мобильного приложения «Берегите лес»;

- особенности применения схем тушения крупных лесных пожаров, лесопожарных схем, отображающие технологические операции, донесений о лесных пожарах;

- требования охраны труда при работе со средствами радиосвязи;

- права, обязанности, степень ответственности диспетчера при осуществлении взаимодействия с гражданами, при приеме информационных сообщений от граждан, при информировании общественности;

- особенности ведения телефонной и электронной связи с гражданами и представителями общественных групп по вопросам обеспечения пожарной безопасности в лесах, проведения мероприятий по охране и защите лесов, противодействия незаконной деятельности в лесах, реализации конституционных прав граждан на посещение лесов;

- особенности ведения радиосвязи и телефонной связи с нуждающимися в помощи людьми в лесу, группами людей в лесу, попавшими в критическую ситуацию, с наземными поисковыми группами, спасательными командами, экипажами воздушных судов;

- особенности осуществления взаимодействия с населением при ведении пропаганды противопожарных знаний;

- психологические особенности взаимодействия с отдельными гражданами и целевыми группами граждан.

Уметь:

- осуществлять прием, учет информационных сообщений в соответствии с их характером и содержанием с использованием технических способов и средств связи;

-координировать работу участников организации и тушения лесных пожаров с применением различных технических средств (телефонная связь, электронная связь, радиосвязь);

- организовывать систему передачи информации по организации охраны лесов и на тушении лесных пожаров;

- рассчитывать классы пожарной опасности по условиям погоды;

- читать и применять информацию из планов тушения лесных пожаров в лесах на территории лесничества, актов о лесных пожарах;

- применять средства обработки, отображения и визуализации информации, компьютерную технику, технические средства связи по установленным требованиям;

- заполнять и предоставлять установленные формы отчётности, включая сведения о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

- принимать информацию о нарушениях лесного законодательства различными методами;

- использовать ИСДМ-Рослесхоз;

- информировать граждан и общественные группы в ходе выполнения мероприятий по охране и защите лесов, обеспечению пожарной безопасности в лесах, предупреждению и ликвидации ЧС, возникших вследствие лесных пожаров, противодействию противозаконной деятельности в лесах;

- направлять по назначению полученные информационные сообщения от граждан в зависимости от их характера и содержания;

- вести телефонную и электронную связь с гражданами и представителями общественных групп по вопросам обеспечения пожарной безопасности в лесах, проведения мероприятий по охране и защите лесов;

- вести телефонную и электронную связь с гражданами и представителями общественных групп по вопросам реализации конституционных прав граждан на посещение лесов;

- вести телефонную и электронную связь с гражданами и представителями общественных групп по вопросам противодействия незаконной деятельности в лесах;

- вести радиосвязь и телефонную связь с нуждающимися в помощи людьми в лесу, группами людей в лесу, попавшими в критическую ситуацию, с наземными поисковыми группами, спасательными командами, экипажами воздушных судов;

- применять средства обработки, отображения и визуализации информации, компьютерную технику для взаимодействия с гражданами и общественными группами;

- применять общедоступные информационные источники и средства информирования для взаимодействия с гражданами и общественными группами;

- осуществлять мероприятия по информационному обеспечению граждан и общественных групп на основании команд, приказов, распоряжений вышестоящего руководителя.

1.10. Форма аттестации:

После успешного прохождения обучения, обучающиеся проходят итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена, который принимает комиссия бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округу-Югры «База авиационной и наземной охраны лесов».

Оценка уровня подготовки и освоения учебного материала производится с использованием пятибалльной системы:

5 (отлично) – знания, продемонстрированные слушателем, полные и без замечаний. Самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при безупречном выполнении практических заданий.

4 (хорошо) – знания, продемонстрированные слушателем, в основном удовлетворяют требованиям на оценку 5, но в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа, допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания экзаменующего. Полученные знания свободно применяет на практике.

3 (удовлетворительно) – знания, продемонстрированные слушателем, недостаточно полные и/или имеют замечания, но вполне достаточные для продолжения подготовки. Действия на тренажере имеют замечания, которые устранены при повторном выполнении упражнения. Выполняет практические задания с недочетами.

2 (неудовлетворительно) – знания, продемонстрированные слушателем неполные и/или имеют замечания недопустимые для продолжения подготовки. При выполнении практических заданий допускает грубые ошибки.

1 (плохо) – слушатель отказался от ответа без объяснения причин.

Положительными оценками являются -5 (пять), 4 (четыре) и 3 (три).

При проверке знаний методом тестирования результаты засчитываются, как результат экзаменов по шкале (% правильных ответов):

- От 100 % до 90 % - 5 (отлично);

- Менее 89 % до 70 % - 4 (хорошо);

- Менее 69 % до 50 % - 3 (удовлетворительно);

- Менее 49 % - 2 (неудовлетворительно);

- Проходной процент - 50 %.

Самоподготовка может быть самостоятельной и консультативной. Время на консультативную самоподготовку – 10% от времени теории.

Теоретические занятия проводятся в учебных классах, оснащенных презентационным, интерактивным оборудованием.

1.11.            По окончании обучения слушатели получают документы установленного образца.


 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, дисциплин

Количество учебных часов

Форма

контроля знаний

Всего

Лекции

Практические занятия

Контроль знаний

Раздел I. Теоретическая и практическая подготовка

1.

Основы лесной пирологии и охрана лесов от пожаров

6

5

-

1

зачёт

2.

Организация тушения лесных пожаров

8

6

1

1

зачёт

3.

Законодательное и нормативное регулирование охраны лесов от пожаров

4

4

-

-

 

4.

Радиосвязь

5

3

1

1

зачёт

5.

Охрана труда и меры безопасности

4

4

-

-

-

6.

Организация работы специализированной диспетчерской службы

18

11

6

1

зачёт

7.

Основы психологии общения

2

2

-

-

-

Раздел II. Итоговая аттестация

 

Итоговая аттестация

1

-

-

1

Квалификационный

экзамен

 

Всего объем программы обучения

48

35

8

5