ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии «Диспетчер в области охраны лесов» (далее – Программа) определяет содержание, систему и объём знаний, умений и навыков, которые предъявляются специалистам диспетчерских служб в охране лесов, и которые должен освоить слушатель в ходе обучения по Программе.
1.2. После успешного окончания обучения по Программе слушателям курсов обучения присваивается квалификация «Диспетчер в области охраны лесов».
1.3. Программа, ее структура и содержание, разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Диспетчер в области охраны лесов» утвержденного приказом Минтруда России от 09.10.2018 г. № 628н, а также нормативно-правовых документов Минобрнауки России, Минприроды России, Рослесхоза.
1.4. Требования, предъявляемые к кандидатам для зачисления на курсы по профессии «Диспетчер в области охраны лесов» (далее – слушатели):
- лица не моложе 18 лет;
- имеющие образование не ниже среднего.
1.5. Форма обучения по программе: очная, дистанционная.
1.6. Объём программы обучения: 6 учебных дней.
1.7. Продолжительность обучения – 48 часов, в том числе:
- лекции – 35 часа;
- практические занятия – 8 часа;
- контроль знаний и навыков – 5 часов.
1.8. Режим занятий: занятия проводятся по академической системе. В день допускается не более 8 учебных часов по одному или нескольким видам подготовки.
1.9. Планируемый результат в ходе обучения:
Знать:
- элементы леса, лесотаксационные характеристики, состав и структура лесных насаждений, древостоев;
- понятия о категориях земель, о составе земель лесного фонда;
- типы лесов, лесорастительных условий, типы напочвенного покрова, типы лесных горючих материалов;
- требования правил пожарной безопасности в лесах;
- требования правил тушения лесных пожаров;
- природные, лесорастительные, погодные и орографические факторы, определяющие возникновение и распространение лесного (природного) пожара;
- виды и особенности лесных и природных пожаров;
- метеорологические характеристики, обуславливающие пожарную опасность в лесах, появления опасных факторов при тушении лесного (природного) пожара;
- стадии тушения лесных (природных) пожаров;
- требования инструкций, методических рекомендаций, нормативных и законодательных актов, приказов и распоряжений, регламентирующие проведение мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечению пожарной безопасности в лесах, в части выполнения должностных обязанностей диспетчера;
- структура системы охраны лесов от пожаров и организации руководства тушением лесного (природного) пожара, в том числе категории крупного лесного пожара;
- права и обязанности руководящих работников и специалистов лесничества, участвующих в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, охране лесов от пожаров на территории лесничества;
- права и обязанности руководителя лесопожарного формирования;
- права и обязанности руководителя тушения лесного (природного) пожара, в том числе категории крупного лесного пожара;
- права, обязанности, степень ответственности диспетчера при осуществлении коммуникации между руководящими работниками и специалистами, формированиями, участвующими в тушении пожаров;
- основные характеристики производительности ручных и механизированных средств пожаротушения, специальной техники, применяемых при локализации лесных (природных) пожаров;
- методы, способы и особенности осуществления коммуникации между работниками и специалистами лесопожарных формирований, лесничеств;
- правила и особенности осуществления коммуникации, включая ведение радиосвязи, на лесном (природном) пожаре между лесопожарными формированиями, подразделениями пожарной охраны, подразделениями специализированной диспетчерской службы;
- методы, способы, виды и каналы, регламенты связи;
- правила ведения радиосвязи, в том числе при возникновении экстремальных ситуаций;
- особенности ведения радиосвязи с воздушными судами;
- фонетический алфавит, фразеология при ведении телефонной связи или радиосвязи;
- географические координаты, системы карт;
- принципы работы с системой администрирования мобильного приложения «Берегите лес»;
- особенности применения схем тушения крупных лесных пожаров, лесопожарных схем, отображающие технологические операции, донесений о лесных пожарах;
- требования охраны труда при работе со средствами радиосвязи;
- права, обязанности, степень ответственности диспетчера при осуществлении взаимодействия с гражданами, при приеме информационных сообщений от граждан, при информировании общественности;
- особенности ведения телефонной и электронной связи с гражданами и представителями общественных групп по вопросам обеспечения пожарной безопасности в лесах, проведения мероприятий по охране и защите лесов, противодействия незаконной деятельности в лесах, реализации конституционных прав граждан на посещение лесов;
- особенности ведения радиосвязи и телефонной связи с нуждающимися в помощи людьми в лесу, группами людей в лесу, попавшими в критическую ситуацию, с наземными поисковыми группами, спасательными командами, экипажами воздушных судов;
- особенности осуществления взаимодействия с населением при ведении пропаганды противопожарных знаний;
- психологические особенности взаимодействия с отдельными гражданами и целевыми группами граждан.
Уметь:
- осуществлять прием, учет информационных сообщений в соответствии с их характером и содержанием с использованием технических способов и средств связи;
-координировать работу участников организации и тушения лесных пожаров с применением различных технических средств (телефонная связь, электронная связь, радиосвязь);
- организовывать систему передачи информации по организации охраны лесов и на тушении лесных пожаров;
- рассчитывать классы пожарной опасности по условиям погоды;
- читать и применять информацию из планов тушения лесных пожаров в лесах на территории лесничества, актов о лесных пожарах;
- применять средства обработки, отображения и визуализации информации, компьютерную технику, технические средства связи по установленным требованиям;
- заполнять и предоставлять установленные формы отчётности, включая сведения о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
- принимать информацию о нарушениях лесного законодательства различными методами;
- использовать ИСДМ-Рослесхоз;
- информировать граждан и общественные группы в ходе выполнения мероприятий по охране и защите лесов, обеспечению пожарной безопасности в лесах, предупреждению и ликвидации ЧС, возникших вследствие лесных пожаров, противодействию противозаконной деятельности в лесах;
- направлять по назначению полученные информационные сообщения от граждан в зависимости от их характера и содержания;
- вести телефонную и электронную связь с гражданами и представителями общественных групп по вопросам обеспечения пожарной безопасности в лесах, проведения мероприятий по охране и защите лесов;
- вести телефонную и электронную связь с гражданами и представителями общественных групп по вопросам реализации конституционных прав граждан на посещение лесов;
- вести телефонную и электронную связь с гражданами и представителями общественных групп по вопросам противодействия незаконной деятельности в лесах;
- вести радиосвязь и телефонную связь с нуждающимися в помощи людьми в лесу, группами людей в лесу, попавшими в критическую ситуацию, с наземными поисковыми группами, спасательными командами, экипажами воздушных судов;
- применять средства обработки, отображения и визуализации информации, компьютерную технику для взаимодействия с гражданами и общественными группами;
- применять общедоступные информационные источники и средства информирования для взаимодействия с гражданами и общественными группами;
- осуществлять мероприятия по информационному обеспечению граждан и общественных групп на основании команд, приказов, распоряжений вышестоящего руководителя.
1.10. Форма аттестации:
После успешного прохождения обучения, обучающиеся проходят итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена, который принимает комиссия бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округу-Югры «База авиационной и наземной охраны лесов».
Оценка уровня подготовки и освоения учебного материала производится с использованием пятибалльной системы:
5 (отлично) – знания, продемонстрированные слушателем, полные и без замечаний. Самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при безупречном выполнении практических заданий.
4 (хорошо) – знания, продемонстрированные слушателем, в основном удовлетворяют требованиям на оценку 5, но в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа, допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания экзаменующего. Полученные знания свободно применяет на практике.
3 (удовлетворительно) – знания, продемонстрированные слушателем, недостаточно полные и/или имеют замечания, но вполне достаточные для продолжения подготовки. Действия на тренажере имеют замечания, которые устранены при повторном выполнении упражнения. Выполняет практические задания с недочетами.
2 (неудовлетворительно) – знания, продемонстрированные слушателем неполные и/или имеют замечания недопустимые для продолжения подготовки. При выполнении практических заданий допускает грубые ошибки.
1 (плохо) – слушатель отказался от ответа без объяснения причин.
Положительными оценками являются -5 (пять), 4 (четыре) и 3 (три).
При проверке знаний методом тестирования результаты засчитываются, как результат экзаменов по шкале (% правильных ответов):
- От 100 % до 90 % - 5 (отлично);
- Менее 89 % до 70 % - 4 (хорошо);
- Менее 69 % до 50 % - 3 (удовлетворительно);
- Менее 49 % - 2 (неудовлетворительно);
- Проходной процент - 50 %.
Самоподготовка может быть самостоятельной и консультативной. Время на консультативную самоподготовку – 10% от времени теории.
Теоретические занятия проводятся в учебных классах, оснащенных презентационным, интерактивным оборудованием.
1.11. По окончании обучения слушатели получают документы установленного образца.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов, дисциплин |
Количество учебных часов |
Форма контроля знаний |
|||
Всего |
Лекции |
Практические занятия |
Контроль знаний |
|||
|
Раздел I. Теоретическая и практическая подготовка |
|||||
1. |
Основы лесной пирологии и охрана лесов от пожаров |
6 |
5 |
- |
1 |
зачёт |
2. |
Организация тушения лесных пожаров |
8 |
6 |
1 |
1 |
зачёт |
3. |
Законодательное и нормативное регулирование охраны лесов от пожаров |
4 |
4 |
- |
- |
|
4. |
Радиосвязь |
5 |
3 |
1 |
1 |
зачёт |
5. |
Охрана труда и меры безопасности |
4 |
4 |
- |
- |
- |
6. |
Организация работы специализированной диспетчерской службы |
18 |
11 |
6 |
1 |
зачёт |
7. |
Основы психологии общения |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Раздел II. Итоговая аттестация |
||||||
|
Итоговая аттестация |
1 |
- |
- |
1 |
Квалификационный экзамен |
|
Всего объем программы обучения |
48 |
35 |
8 |
5 |
|